Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Евгений Храбров. Жилищное Право

04.03.2010

БАМовцам — квартиры вне очереди
Постановления органов власти СССР о льготном обеспечении жильем имеют силу и сегодня

Евгений ХРАБРОВ
Специально для «Юридической практики»
На протяжении 20 лет, пытаясь реализовать свое конституционное право на жилье (статья 44 Конституции СССР 1977 года, статья 42 Конституции Украинской ССР, статья 47 Конституции Украины 1996 года), я неоднократно сталкивался с нарушением различных субъективных прав в гражданских, административных, а также трудовых, семейных, финансовых и иных правоотношениях.
На основе метода исторического толкования юридических норм, я указал источники правового регулирования нарушенных прав на внеочередное и первоочередное предоставление жилья.
СПЕЦИАЛИСТУ, НАПРАВЛЕННОМУ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ, — ЛЬГОТЫ
Переезд к месту работы молодого специалиста, направленного по распределению после учебы в соответствии с планом межреспубликанского распределения (удостоверение — форма № 2) был фактом, образующим непосредственное основание права на предоставление исполнительными комитетами местных советов народных депутатов жилья вне очереди (по ходатайству предприятия — Авт.).
В 1980 году это право гарантировали положения следующих нормативно-правовых актов:
1. Постановление Совета Министров УССР от 19 апреля 1977 года № 199 «О состоянии и мерах по улучшению подготовки и использования научных кадров в республике».
2. Положение «О межреспубликанском и персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие учебные заведения» от 22 июля 1980 года (пункт 55), утвержденное Госпланом СССР, Министерством высшего и среднего образования СССР и Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Министерством юстиции СССР.
Дальнейшее право на предоставление жилья вне очереди подтверждали:
1. Постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1981 года № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» (часть 1 пункта 3).
2. Жилищный кодекс УССР 1983 года (подпункт 2 пункта 2 статьи 46);
3. Постановление исполнительного комитета г. Киева и Президиума городского Совета профсоюзов г. Киева № 582 от 15 июля 1985 года «О порядке использования в г. Киеве правил учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений в УССР» (далее — Правила).
4. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 марта1987 года № 325 «О мерах по коренному улучшению использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» (пункт 23), адресованное Минвузу, Советам Министров, исполкомам, руководителям предприятий.
5. Положение «О распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших учебных заведений» от 1 августа 1988 года (пункты 44 и 47), утвержденное Гособразованием СССР, Госпланом СССР, Минюстом по согласованию с ВЦСПС СССР.
БАМовцам — жилье вне очереди
В 1982 году право на внеочередное получение жилья гарантировали следующие источники правового регулирования:
1. Постановление ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 13декабря 1979 года.
2) Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 года № 5/12/21 «О порядке использования постановления ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Госкомтруда СССР от 13 декабря 1979 года».
Постановление и разъяснения содержали специальные указания:
— «сохранение за строителями Всесоюзной ударной комсомольской стройки «БАМ», временно выбывшими из данной местности по общественному призыву, места работы, должности, должностного оклада, трудового стажа, постоянной прописки, квартирного учета по прежнему месту жительства, квартирного учета по месту прежней работы с сохранением предыдущего времени пребывания в очереди на получение жилого помещения на период их работы в полевых условиях на строительстве и эксплуатации Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и объектов ее электроснабжения, второго пути железнодорожной линии Тайшет-Лена и железнодорожной линии Бам-Тында-Беркакит, расположенных в трудно доступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;
— «внеочередное предоставление исполнительными комитетами местных советов народных депутатов строителям БАМа, прибывшим на прежнее место жительства, прибывшим к избранному месту жительства и прибывшим на место прежней работы, жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда (независимо от их ведомственной принадлежности) во всех населенных пунктах на территории СССР независимо от наличия прописки, кроме городов Москва и Ленинград, столиц союзных республик и курортов общесоюзного значения (кроме случаев выезда из данной местности)», не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия с соблюдением установленных правил прописки.
Прибывших на место прежней работы жилой площадью обеспечивали предприятия, учреждения и организации, если они имели жилищный фонд, вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве;
3. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «Об утверждении перечня районов и местностей, приравненных к условиям Крайнего Севера».
4. Постановление Совета Министров СССР от 15 июля 1981 года № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность».
В дальнейшем право на внеочередное предоставление жилья подтверждалось следующими нормативно-правовыми актами:
1. Жилищный кодекс УССР 1983 года (статья 46).
2. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1985 года «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны».
3. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 декабря 1987 года «Об обеспечении эффективной занятости населения, совершенствования системы трудоустройства и усиления социальных гарантий для трудящихся».
4. Постановление Совета Министров СССР «О гарантиях жилищных прав граждан, временно отсутствующих в месте постоянного жительства по условиям и характеру работы» от 16 апреля 1988 года.
К сожалению, в соответствии с общими правилами, трудовой договор с бойцами ВУКС, временно выбывшими по общественному призыву (по комсомольской путевке) заключался в устной форме (статья 18 КЗоТа РСФСР от 1 декабря 1971 года, статья 46 КЗоТа УССР). Соблюдение письменной формы было в то время обязательным лишь при организованном наборе («вербовке» — Авт.).
С вручением комсомольской путевки ЦК ЛКСМУ № 112 от 15 марта 1982 года у меня возникла реальная (вторая!) возможность стать носителем субъективного права на внеочередное предоставление жилья, обусловленное четкими правосубъектными предпосылками.
Фактами, предоставляющими мне непосредственное основание для внеочередного предоставления жилья, были:
а) комсомольская путевка ЦК ЛКСМУ № 112 от 15 марта 1982 года (вклеена в трудовую книжку);
б) работа на выборной должности — командир отряда на Всесоюзной ударной комсомольской стройке «Байкало-Амурская магистраль» — в составе комсомольского строительного отряда им. XIX съезда ВЛКСМ;
в) нахождение на квартирном учете с 21 февраля 1980 года;
г) мое возвращение в г. Киев, «прибытие на прежнее место жительства временно выбывшего по общественному призыву для работы на строительстве и эксплуатации объектов БАМа, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Помимо права на внеочередное предоставление жилья, в соответствии со статьей 13 Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)», я как ударник труда, новатор и т.п. имел преимущество в сроках, а также льготные основания (пункт 2 статьи 14 Правил).
Таким образом, в моем случае были нарушены сразу три принципа жилищного законодательства:
— принцип социальной справедливости: «каждый человек может получить от общества тем больше благ, чем значительнее его личный вклад в общее дело»,
— принцип сочетания личных интересов с общественными,
— принцип императивности предписаний — «никому не позволено изменять правила, установленные законом, или отступать от них».
Реализация возможности по предоставлению жилья в административном правоотношении требовала, как правило, наличия фактической предпосылки правообразования, а именно — прописки.
Хочу заметить, что в подтверждение моих выводов 12 апреля 1985 года Пленум Верховного Суда УССР Постановлением № 2 «О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Жилищного кодекса УССР» установил, что суду необходимо учитывать разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 года № 5/12/21 «О порядке использования постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года».
(Это Постановление в редакции от 10 марта 1989 года № 2 и от 25 декабря 1992 года № 13 действительно до настоящего времени).
ПОСТАВЛЕННЫЕ НА УЧЕТ ДО 1985 ГОДА ЛЬГОТ НЕ УТРАТИЛИ
Право на внеочередное предоставление жилья носит разовый характер и не ограничено каким-либо сроком. Если граждане не смогли воспользоваться своим правом по независящим от них причинам, то невыполнение жилищными органами, предприятиями, учреждениями своих обязанностей по обеспечению носителя этого права жильем не является основанием для утраты ими права на льготы.
Постановление Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 11 декабря 1984 года № 470 «Об утверждении правил учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР» гласит: «Установить, что граждане, правомерно принятые на учет до 1 января 1985 года не утрачивают права на получение жилого помещения, если в новом законодательстве иначе регулируется принятие граждан на учет в таких случаях» (статья 2).
Несмотря на то что в моем случае Закон предусматривает право на внеочередное предоставление жилья, причем правоотношение по предоставлению его три раза возникало независимо от юридической предпосылки состояния на учете, мне ни разу не удалось воспользоваться своим правом при наличии всех юридических фактов разного значения:
— правосубъектных предпосылок участия в правоотношениях;
— фактических предпосылок правообразования;
— фактов, составляющих непосредственное основание права;
— дополнительных фактов, необходимых для осуществления права.
PS. В конце концов, мне предоставили жилье в кооперативном доме без снятия с квартирного учета в качестве временной меры обеспечения жилой площадью (в соответствии с пунктом 54 Правил).
ХРАБРОВ Евгений — юрист, 1-й заместитель председателя правления ОАО «Нефтегазстрой-Украина», г. Киев

 


© Юридическая практика, 1998-2005