Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Евгений Храбров. Интервью. Храбров

01.03.2010

Еженедельник “2000” № 52 (250) 2004.12.24
Реверс, который должен стать аверсом
Интервью. Храбров Е.П.
Символ энергетической независимости Украины постепенно превращается в заурядный полузагруженный нефтепровод на задворках европейских транспортных путей.
В августе 2001 г. был сварен "золотой стык" на строительстве нефтепровода Одесса-Броды, а в декабре 2001 г. — сдана в эксплуатацию первая очередь нефтетерминала "Южный". Строительство первой очереди Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) мощностью 9 млн т нефти в год была завершена. Все ждали начала ее эксплуатации и прокачки каспийской нефти в Западную Европу. Однако с заполнением не все оказалось так гладко.
Руководство "Укртранснафты" начало продвижение проекта в мире, однако начало эксплуатации стопорилось, в основном из-за того, что нефтепровод не был дотянут до польского Плоцка.
Москва всерьез забеспокоилась тем, что прямое использование нефтепровода не только пустит на рынок Западной Европы конкурирующую нефть, но и снизит экспортные поступления в бюджет из-за замещения российской нефти в нефтепроводе "Дружба" каспийской. В 2003 г. в Президент–отеле было озвучено предложение компании "ТНК-BP" о реверсном использовании ЕАНТК. Нефтяное ведомство страны разделилось на два лагеря: сторонников и противников реверса.
В феврале 2004 г., казалось, защитники прямого использования взяли верх, а правительство приняло постановление №114, которым, как сказал Премьер, окончательно закреплено использование украинской артерии в прямом направлении. Но вышло, что окончательное слово премьера пало под давлением лоббистов реверса и в июле 2004 г. постановление №114 было изменено. Аверсное направление временно перестало быть приоритетным. Банально, но ничего более постоянного, чем временное - нет.
Мотивы правительства остаются непонятными до сих пор. Со стороны защитников реверса было только предложение "ТНК-BP" о выделении кредита на закупку технологической нефти ($108 млн) и гарантия прокачки в реверсном режиме 9 млн т нефти в год на условиях "качай или плати".
Со стороны сторонников прямого использования — предложения и подписанные соглашения на прокачку до 11 млн т нефти в год, бесплатное предоставление 425 тыс т технологической нефти, одобрение ЕС, готовность кредитовать дальнейшее развитие проекта Эксимбанком США и ЕБРР, межправительственные соглашения с братским Азербайджаном и Казахстаном в рамках проекта и др.
Руководство "Укртранснафты" посчитало предложение "ТНК-BP" реальным, а предложения о прямом использовании — неподкрепленными реальными объемами нефти. Очевидно на основании этого правительство и приняло решение о реверсе.
Реверсное использование нефтепровода началось с 1.10.04 г. и тут выяснилось, что нефтепровод Одесса-Броды будет недозагружен и вместо 9 млн т по нему будет прокачиваться 4.8 млн т, но даже и эта цифра у некоторых экспертов вызывает сомнения.
О причинах сложившейся ситуации и возможных вариантах выхода из нее мы поинтересовались у первого заместителя председателя правления ОАО "Нафтагазстрой-Украина", начальника департамента правового обеспечения развития стратегических направлений компании Евгения Храброва.
Справка: Евгений Храбров родился в 1956 г.
С 1991 г. - соучредитель и член правления Украинской ассоциации качества.
С 1992 г. – соучредитель УСПП.
С 1997 г. - Главный консультант Секретариата Постоянного представителя Президента Украины в Верховной Раде Украины.
С 1998 г. — заведующий сектором экономического и политического анализа информационно-аналитического отдела Администрации Президента Украины.
С 1999 г. — заместитель заведующего отдела правового и экономического анализа Управления Администрации Президента Украины по вопросам обеспечения связей с ВР, Конституционным Судом и Кабинетом Министров Украины
В 2003 г. 7-8 октября в качестве эксперта по вопросам строительства нефтегазовых магистралей на территории стран СНГ входил в состав официальной делегации, представившей проект ЕАНТК в Конгрессе США.
— Почему прямое использование нефтепровода является более выгодным для Украины с экономической и геополитической точек зрения
— Нефтепровод проектировался как Одесса-Броды, а не как Броды-Одесса. К тому же как базовый элемент будущей системы Одесса-Гданськ. Поэтому вся его экономика работает именно в аверсном направлении. В аверсе он имеет развитие, то есть, возрастание загрузки, а следовательно и рост денежных поступлений. По бизнес-плану аудиторской компании PricewaterhouseCoopers минимально это почти 20 млн. тонн.
Реверсное направление не имеет развития. Это связано с отсутствием свободных пропускных мощностей на белорусском участке нефтепровода "Дружба" (Унеча – Мозырь). Максимум что может быть пропущено – это 2 млн. тонн. нефти в год. Речь даже не может идти о 9 млн. тонн. К тому же, маршрут транспортировки нефти с использованием реверса Одесса-Броды является слишком длинным и поэтому более дорогим по сравнению с традиционным путем через "Приднепровские магистральные нефтепроводы". Поэтому уже сейчас российские нефтетрейдеры не хотят пользоваться реверсом. Зачем платить больше?
— Россияне видят одну из опасностей прямого функционирования нефтепровода Одесса-Броды в том, что российская нефть в экспортном нефтепроводе "Дружба" будет замещена каспийской. Возможно ли технически осуществлять транзит нефти без замещения российской экспортной нефти в "Дружбе"
— Да, возможно. Методом последовательной (раздельной) прокачки разных сортов нефти, т.н. batching. Данная технология широко применяется в Европе. Ее хорошо отработали чехи после ввода в эксплуатацию в 1995 году нефтепровода Ингольштадт-Кралупы. Ими были отработаны технологические особенности прокачки более 40 различных сортов нефти. Польские специалисты отработали на нефтепроводе Гданьск-Плоцк последовательные прокачки более 10 различных сортов.
К тому же в нефтепроводе "Дружба" существуют свободные мощности. От ЛПДС "Броды" на центрально-европейском направлении они составляют почти 10 млн. тонн в год. Поэтому, наличие таких свободных мощностей позволяет без проблем для основного потока российской экспортной смеси, перемещать и другие сорта нефти упоминавшимся методом раздельной прокачки.
Подтвердить это должен был эксперимент по поставке опытной партии (20 тыс. тонн) легкой малосернистой нефти украинского происхождения из Брод на НПЗ "Кралупы" в Чехии. В апреле т.г. в Чехии был подписан соответствующий протокол между украинскими, чешскими и словацкими компаниями о его проведении. Осуществление эксперимента, результат которого не вызывал сомнений у чешских специалистов, было заблокировано словацким "Транспетролом" под давлением российской стороны (компании "ЮКОС", владельца 47% акций "Транспетрола" — Ред.).
— При обсуждении вопросов направления транспортировки нефти как то опускается вопрос поставок нефти на украинские НПЗ. Какие из украинских НПЗ потенциально заинтересованы в каспийской нефти
— Это два западно-украинских НПЗ – Дрогобычский и Надвирнянский. Еще в 2003 году оба завода соответствующими письмами уведомили "Укртранснафту" о заинтересованности и готовности принять легкую малосернистую нефть для переработки. "Нефтехимик Прикарпатья" в 2004 году готов был взять от 1 до 1,5 млн. тонн, а НПК "Галичина" — 500 тыс. тонн.
— А Кременчугский НПЗ? Возможна ли доставка нефти в Кременчуг нефтепроводным транспортом или железной дорогой, ведь в "Южном" планировалось построить ж/д эстокаду для слива/налива нефти
Кременчугский НПЗ не рассматривается сейчас как потребитель каспийской нефти. Поэтому вопрос о реверсных поставках по системе "Приднепровских магистральных нефтепроводов" не актуален.
Что же касается ж/д эстакады на терминале "Южный", то она действительно необходима. Аванпроект ее существует. Но строительство эстакады не начиналось, поскольку "Укртранснафта" не определилась с инвестором.
— На сколько близко Украина подошла к подписанию соглашений о прямом использовании нефтепровода Одесса-Броды
— Она не только подошла. Часть соглашений была подписана еще в 2003 году, часть находилась в работе. С осени 2003 года, максимум начала 2004 года должны были начаться прокачки каспийской нефти по нефтепроводу Одесса-Броды. Этому должен был предшествовать эксперимент о котором упоминалось выше. Его и начали форсировать, потому что впереди уже маячили регулярные поставки на Кралупы в Чехию.
Сейчас в "Укртранснафте" этим практически не занимаются. Соответствующее управление расформировано. Ликвидирована должность специального уполномоченного Украины по ЕАНТК.
— Официальная "Укртранснафта" по итогам рассмотрения предложений прямого использования ЕАНТК, вынесла вердикт, что под ними нет конкретных цифр. Правда ли это?
— Вердикт выносила та "Укртранснафта", которой уже руководила реверсивная команда. Поэтому другого вердикта она вынести и не могла. Отсюда следует – то, о чем утверждается — неправда. Только один пример, но очень показательный. Нефтетрейдер известной американсокй компании "ШевронТексако" "Балтик Петролеум" предлагал "Укртранснафте" технологическую нефть бесплатно под последующую прокачку 5-7 млн. тонн по Одесса-Броды на протяжении 18 месяцев, то есть 3,3-4,7 млн. тонн в год. А "Укртранснафта" принимает предложение ТНК-ВР, где стоимость технологического сырья – $108 млн.
— Известны ли Вам в какой форме были сделаны эти предложения и как далеко и в какой срок потенциальные транспортировщики нефти готовы были заключить соглашения
— Еще раз напоминаю, что согласно договору между "КазМунайГаз" и "Укртранснафтой" от 17 июля 2003 года, с ноября прошлого года должна была начаться транспортировка нефти в объеме до 4 млн. тонн. А еще был договор с трейдерской компанией "СОМ Петрол" на 3,6 млн. тонн по 2004 году. Как только завершался эксперимент, чехи готовы были подписать контракт на покупку нефти для Кралуп. С поляками был подписан договор на поставку нефти из Бродов. Сюда стоит добавить и заинтересованность наших западно-украинских НПЗ в объеме 1.5-2 млн т в год.
— Итак, что было в активе Украины на момент начала пересмотра "окончательного" решения правительства об аверсном использовании нефтепровода Одесса-Броды
— Сложите названные выше цифры 4 и 3,6 млн. тонн, а также добавьте 3,3 млн. тонн по предложению "Балтик Петролеум" и вы получите почти 11 млн. тонн загрузки. Почувствуйте разницу с теми 2 млн. тонн загрузки, которые максимально могут быть получены от реверсивного использования.
— Каковы по Вашему мнению последствия отказа от прямого использования нефтепровода Одесса-Броды для Украины:
В краткосрочной перспективе, если исходить из принципа неукоснительного выполнения подписанных договоренностей, то Украина могла уже практически год эксплуатировать нефтепровод в аверсном режиме. Пусть это даже были бы объемы меньшие чем 11 млн. тонн, пусть это были бы те же самые 2 млн. тонн, которые сейчас получаются от реверса, но Украина сохранила бы свою репутацию как надежного, последовательного бизнес-партнера, способного работать над масштабными проектами в международной кооперации.
В долгосрочной перспективе Каспийская нефть проложит себе путь в Европу в обход Босфора, но не через Украину. Это может быть болгаро-греческий маршрут Бургас – Александруполис, может румынский через Констанцу, может быть через Турцию. Но в любом случае Украину никто ждать не будет пока она определится. Для Украины это будет означать сохранение нефтяной зависимости от одного источника, упущенную выгоду и испорченную деловую репутацию.
— А что же тогда с созданием СП "Сарматия" для продления ЕАНТК до Плоцка
— СП "Сарматия" создано, в его уставной фонд обе стороны внесли в октябре положенные по польскому законодательству 2 млн. злотых. СП начинает свою работу над проектом Броды-Плоцк. Естественно, это все делается в контексте аверсного использования Одесса-Броды и соответствующего бизнес-плана. Насколько известно, несколько крупных компаний и банков изъявили свое желание стать инвесторами проекта.
— Незадолго до начала эксплуатации нефтепровода Одесса-Брода стало известно, что в IV кв. 2004 г. нефтепровод Одесса-Броды будет недозагружен на половину и прокачает лишь 1.2 млн т. В 2005 г. "Транснефть" выделит лишь 4.8 млн тонн вместо 9 млн, как предусматривали договоренности с "ТНК-BP". В этой связи как Вам представляется перспектива дальнейшей загрузки украинской артерии
— Как уже показал реверс, речь не идет ни о 9 млн. тонн, ни даже о 5. А это ниже порога нулевой рентабельности, то есть эксплуатация нефтепровода не покрывает затрат на его содержание. А еще надо отдавать кредит, взятый под технологическую нефть. Поэтому новому правительству Украины, очевидно, придется решать вопрос перехода на аверсную работу. Технически и технологически в этом никаких сложностей нет.
Что касается реверса, то нефтепровод "Дружба" на российской территории из которого нефть подается в направлении Броды-Одесса, не резиновый. Там практически нет свободных пропускных мощностей.
— Но ведь глава "ТНК-BP Украина" Александр Городецкий в интервью "Зеркалу недели" заявил, что "ТНК-BP" заполнит нефтепровод "под завязку" даже если все остальные российские компании от данного маршрута откажутся
— Это декларация о "добрых намерениях", не более того. В договоре с "Укртраснафтой" фигурирует не "под завязку", и даже не "9 млн. тонн" о которых все время говорят. Там фигурирует понятие "до 9 млн. тонн". Из этого можно сделать вывод, что и 0,9 млн. тонн – это тоже до 9 млн. и это в соответствии с договором.
— Сможет ли "Укртранснафта" предъявить финансовые претензии к "ТНК-BP" в случае последующей недозагрузки нефтепровода Одесса-Броды
— Нет, не сможет, потому что у "Укртранснафты" договор на транспортировку не с "ТНК-ВР", а с оффшорной компанией, которая не имеет собственных нефтяных ресурсов. К тому же, в договоре не зафиксирован принцип "качай или плати", хотя об этом говорили как о свершившемся факте. Оказывается, обманывали.
— Получается, что реверс нефтепровода фактически губителен для Украины. Тогда в угоду чьим интересам было принято решение о реверсе.
— В угоду интересам частной зарубежной компании, использовавшей ради достижения цели все доступные методы, включая обман, политический прессинг и коррупцию.
— Проект предусматривал расширение в дальнейшем мощности нефтепровода Одесса-Броды и нефтетерминала "Южный" до 40 млн т в год. На этих планах в свете последних событий можно ставить крест
Вовсе нет. Разворот Одесса-Броды в аверсном направлении реанимирует эти планы. Естественно, что наращивание мощности системы и объемов прокачки не будет делом одного-двух лет. Это все будет делаться поэтапно, в соответствии с разработанным бизнес-планом. Это то, что может стать реальностью еще в этом десятилетии.
— По Вашему, существует возможность вернуть все на круги своя
Да существует. Это будет зависеть уже от нового руководства страны. Особых технических и технологических проблем здесь не существует.