Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Евгений Храбров. ISO 9001:2000

17.03.2010

"СМК — это работа, нацеленная на достижение совершенства"
Интервью с учредителем и членом правления Украинской ассоциации качества Евгением ХРАБРОВЫМ
Каждое предприятие, ставящее перед собой задачу совершенствования управления предприятием и выхода на зарубежный рынок, со временем сталкивается с необходимостью сертификации на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000. Принимая во внимание, что Украину в скором времени ожидает вступление в ВТО, все без исключения украинские предприятия станут перед необходимостью решения этой проблемы. Не следует забывать, что подавляющее большинство предприятий, объединенных в ассоциацию IPLOCA (International Pipe Line & Offshore Contractore Assotiation), находятся в странах, которые являются членами ВТО, и основной стандарт ВТО - ISO 9001:2000. Для обеспечения конкурентоспособности отраслевым структурам желательно заранее позаботиться о внедрении международных стандартов. Тем более что процедура разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК), как показывает опыт, займет не менее девяти месяцев. Об особенностях практической реализации требований стандарта ISO 9001:2000 на предприятии "ТЭК" попросил рассказать учредителя и члена правления Украинской ассоциации качества, первого заместителя председателя правления ОАО "Нафтогазбуд - Украина", уполномоченного по качеству Евгения Петровича ХРАБРОВА.
"ТЭК": Евгений Петрович, расскажите, пожалуйста, о стандарте ISO 9001:2000 и требованиях к менеджменту качества.
Евгений ХРАБРОВ: Стандарт ISO 9001:2000 содержит требования к менеджменту качества предприятия. Цель введения данного стандарта - обеспечение требуемого качества функционирования предприятия в бизнесе.
По стандарту ISO 9001:2000 СМК - это система управления, определяющая и направляющая деятельность предприятия в области качества удовлетворения потребителя. Она является составной частью системы управления предприятием, взаимодействуя с другими системами (например, управления финансами, управления окружающей средой, управления безопасностью работы), и включает организационную структуру предприятия, системы процессов, процедур и ресурсов, необходимых для обеспечения управления качеством путем принятия и реализации управленческих решений.
"ТЭК": Насколько необходимо внедрение СМК на предприятии?
Е.Х.: Разрабатывая и внедряя СМК, организация преследует две цели. Первая направлена на улучшение, и оптимизацию работы предприятия, обеспечение его дееспособности, конкурентоспособности его продукции, повышение эффективности производства. Для достижения этой цели достаточно разработать и внедрить на предприятии СМК. Разработка СМК - это процесс определения, составления и представления предприятия, в виде структурированного "скелета" в соответствии с требованиями ISO 9001:2000, на который необходимо наращивать "мышцы" управленческих решений. Невозможно отделять СМК от обычной работы. СМК - это и есть работа, работа, направленная на достижение целей.
Вторая общая цель разработки - демонстрация заказчику и потребителю стабильной работы с заданным уровнем качества. Для ее достижения, помимо разработки и внедрения СМК, необходимо сертифицировать имеющуюся систему. Надо помнить, что сертифицируют не результат разработки СМК (документацию и описание системы процессов и процедур), а ра-отающую СМК.
"ТЭК": Как внедрение СМК может влиять на деятельность предприятия?
Е.Х.: Приведу пример из жизни. Построение системы менеджмента качества ОАО "Нафтогазбуд - Украина", организационно и территориально сложной структуры, проводится с начала 2004 года.
Однако ОАО "Нафтогазбуд - Украина" получает реальную пользу от СМК задолго до сертификации. Происходит это в основном за счет того, что в процессе разработки, при описании структуры и взаимодействия процессов, были выявлены "узкие места" и устранены нестыковки, противоречия.
"ТЭК": Как происходило внедрение СМК на практике?
Е.Х.: Процесс разработки и внедрения СМК на ОАО "Нафтогазбуд - Украина" был разбит на несколько этапов: организационный, подготовительный, этапы разработки документации и описания процессов, внедрения и сертификации.
Первый этап - организационная работа - предусматривал выполнение двух задач: издание приказов о разработке и внедрении СМК согласно требованиям ISO 9001:2000, а также о создании рабочей комиссии и назначении ответственных за разработку и внедрение СМК.
Отмечу, что создание рабочей комиссии необходимо для определения методологии и координации взаимодействия структурных подразделений при разработке и внедрении СМК. В состав данной комиссии желательно включить квалифицированных специалистов, руководителей структурных подразделений и обязательно юриста. Дело в том, что стандарт ISO 9001:2000 имеет, прежде всего, правовую доминанту. Утверждение приказов, разработка процедур, стыковка процессов - это не что иное, как работа с локально-правовыми актами.
"ТЭК": То есть это работа в правовой сфере?
Е.Х.: Да, естественно. В нашу комиссию входят два юриста. Я как руководитель департамента правового обеспечения развития стратегических направлений компании занимаюсь вопросами сравнительного международного права, а мой коллега, менеджер по качеству, специализируется по финансовому праву. Замечу, что численность комиссии зависит от масштабов предприятия.
"ТЭК": Какие задачи решались на втором этапе?
Е.Х.: Второй этап - подготовительная работа - включал решение следующих задач:
■ проведение предварительного обследования и анализ системы управления предприятием в соответствии с требованиями ISO 9001: 2000;
■ разработка политики и целей предприятия в сфере менеджмента качества;
■ усовершенствование организационной структуры, уточнение положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
■ определение основных видов деятельности предприятия (процессов), влияющих на качество;
■ организация изучения персоналом положений и требований ISO 9001:2000.
Основной целью данного этапа является анализ состояния системы управления предприятием путем предварительного обследования ее с помощью консультантов внешних специализированных организаций.
В соответствии с требованиями ISO 9001:2000 высшее руководство предприятия должно разработать и задокументировать политику в сфере управления качеством - декларативный документ, устанавливающий основные направления деятельности предприятия, определяющие разработку, внедрение и пути усовершенствования СМК. Задокументированная политика должна быть воспринята персоналом на всех уровнях предприятия. Данный документ берут за основу при определении целей в сфере управления качеством. Необходимо, чтобы цели были согласованы с политикой, обеспечивали бы постоянное совершенствование и были бы измеряемы.
С учетом целей, соответственно требованиям ISO 9001:2000, производится усовершенствование организационной структуры предприятия. Под этим термином подразумевается упорядоченное распределение ответственности, делегирование полномочий и формализация взаимоотношений между работниками предприятия. Каждое структурное подразделение предприятия должно проанализировать, привести в соответствие с требованиями ISO, а затем утвердить свою организационную структуру, пересмотреть старые или разработать новые положения о структурных подразделениях и должностные инструкции персонала.

Анализ организационной структуры и положений о структурных подразделениях позволяет выявить систему ключевых видов деятельности (процессов), влияющих на качество.
Изучение персоналом стандарта ISO 9001:2000 - процесс постоянный и регулярный. В частности, в ОАО "Нафтогазбуд - Украина" ежемесячно проводятся дни качества, а обучение специалистов вопросам разработки и внедрения СМК организуется по мере необходимости. При обучении приводятся примеры практического применения принципов СМК с учетом особенностей деятельности конкретного подразделения ОАО "Нафтогазбуд - Украина".
Замечу, что на втором этапе, этапе подготовительной работы, необходимо заняться ключевыми процессами:
■ объединить их в единую систему;
■ определить последовательность, взаимосвязь и взаимодействие процессов в системе;
■ назначить ответственного сотрудника (владельца процесса) для каждого процесса;
■ определить заказчика или потребителя процесса и описать "выход" процесса (требования к его результатам);
■ определить поставщиков процесса и описать "вход" процесса - требования к входным элементам (ресурсам);
■ определить показатели качества процессов, которые можно измерять и контролировать;
■ спланировать процессы измерения показателей и определить критерии эффективного управления конкретным процессом;
■ описать процессы в виде структурных или блок-схем;
■ проводить систематическую оценку, мониторинг и анализ данных процесса, а также корректирующих и предупреждающих действий, направленных на достижение целей процесса;
■ определить порядок внесения изменений в процессы. В рамках данного этапа в ОАО "Нафтогазбуд - Украина" была разработана "Политика ОАО "Нафтогазбуд - Украина" в сфере управления качеством", "Руководство по качеству" и обязательные процедуры СМК.
"ТЭК": Реализация, каких мероприятий относится к третьему этапу разработки СМК?
Е.Х.: Третий этап - разработка документации и описание процессов - предусматривает выполнение таких работ:
■ разработка структуры документации СМК и ее иерархии;
■ составление плана разработки документации СМК;
■ разработка первой редакции документов разных иерархических уровней;
■ согласование разработанных документов с заинтересованными сторонами;
■ разработка окончательной редакции документов разных иерархических уровней;
■ утверждение разработанных документов;
■ определение системы процессов и описание каждого процесса, входящего в СМК, соответственно требованиям стандарта ISO 9001:2000. Эффективность функционирования СМК определяется качеством разработанной документации. Общая иерархическая структура документации СМК ОАО "Нафтогазбуд - Украина", отвечающая требованиям ISO 9001:2000, имеет четыре уровня:
■ документально оформленная политика и цели в сфере качества;
■ руководство по качеству предприятия;
■ пять обязательных процедур, необходимых для функционирования СМК (управление документацией, управление протоколами, внутренний аудит, корректирующие действия, предупредительные действия);
■ процедуры рабочих процессов, отраслевые стандарты, рабочие инструкции, положения, должностные инструкции, производственно-методические документы, протоколы качества.
План разработки необходимой документации СМК должен включать перечень работ, сроки выполнения и ответственных за эту работу топ-менеджеров.
"ТЭК": Расскажите, пожа¬луйста, об особенностях внедрения СМК.
Е.Х.: Реализация четвертого этапа - внедрения СМК - сводится к решению задачи обеспечения необходимой документацией СМК работников подразделений, внедрению всех ее положений, к самооценке, а также подготовке и проведению внутренних аудитов.
Этот этап самый сложный в психологическом плане. Необходимо не только обеспечить документацией работников, но и потребовать от персонала оформления новых документов, анализа, определения и принятия и реализации управленческих решений. Это, на первый взгляд, усложняет производственную деятельность, но после внедрения СМК работники предприятия ощущают, я бы сказал, удобство в работе.
Проведение внутреннего аудита - главное условие поддержания в рабочем состоянии СМК и постоянного повышения эффективности ее функционирования.
Внутренние аудиты в ОАО "Нафтогазбуд - Украина" проводятся, начиная с 2004 года. Прежде чем начать аудит структурных подразделений, необходимо назначить и утвердить состав внутренних аудиторов и обучить их, составить программу и график аудитов и основной перечень вопросов к ним.
Разработанная и введенная СМК ОАО "Нафтогазбуд - Украина" будет представлена в сертификационный орган.
"ТЭК": Что необходимо для сертификации СМК?
Е.Х.: После разработки и внедрения СМК ее представляют для сертификации аккредитованным органом Украины или международным сертификационным органом.
Процесс сертификации состоит из таких шагов:
1. Выбор органа по сертификации. В частности, органом по сертификации системы менеджмента качества ОАО "Нафтогазбуд - Украина" определен международный орган по сертификации СМК - "ТЮФ-НОРД-СЕРТ", который специализируется по работе с отраслевыми предприятиями ТЭК.
2. Представление заявки на проведение сертификации органу по сертификации.
3. Подготовка и проведение предсертификационного аудита органом по сертификации (по желанию предприятия). Основным назначением предсертификационного аудита является получение ответа на вопрос о степени готовности СМК к сертификации на основании всесторонней оценки его эффективности и соответствия требованиям ISO 9001:2000.                                                   4. Проведение сертификации и получение сертификата.
"ТЭК": Что полезного дает предприятию наличие сертификата на соответствие СМК требованиям ISO 9001:2000?
Е.Х.: Сертификация системы управления качеством дает предприятию следующие пре-имущества:
■ сертификат - это авторитетное подтверждение третьей стороной качества удовлетворения требований клиента;
■ возможность выхода на международные рынки;
■ получение права участия во многих тендерах и конкурсах. Важно понимать, что получение сертификата на систему качества по стандарту ISO 9001:2000, участие в соответствующих конкурсах, проводимых Украинской ассоциацией качества, премии правительств стран СНГ за достижения в области качества - все это демонстрация и оценка результатов политики в области качества, которые достигаются благодаря функционированию системы качества. В системе качества идеи отдельных людей воплощаются в планы и становятся движущей силой. Высшее руководство берет на себя новую роль, которая заключается в оценке деталей плана, в выявлении того, насколько они взаимодействуют между собой. В результате вырабатывается мера того, насколько хорошо работает система качества. Эту роль руководитель предприятия выполняет в системе качества по ISO 9001:2000. Он ставит задачи, координирует действия с помощью контактов, проверок, корректировок. Средства достижения становятся первичной целью, а результаты - только мера того, насколько хорошо была осуществлена политика.
Практика показывает, что многие руководители изначально не желают принимать активное участие в проведении работ по качеству, объясняя это своей большой занятостью. Им кажется, что их вклад в качество будет достаточным, если они ограничатся определением целей, а их достижение делегируют своим подчиненным. Такое отношение линейных руководителей к проблемам качества в процессе разработки СМК в соответствии с ISO 9001:2000 фактически сводит на нет усилия и затраты на эту работу, при этом удлиняются сроки выполнения работ, распределение ответственности и полномочий по вопросам качества осуществляется формально, процедуры, регламентирующие порядок работ по обеспечению качества, фактически не соблюдаются, а контроль их соблюдения не сопровождается разработкой корректирующих и предупреждающих мер.
"ТЭК": Спасибо за интервью для нашего журнала.
Е.Х.: Мы всегда рады ознакомить с нашим опытом руководителей и топ-менеджеров топливно-энергетического комплекса. Опыт разработки и внедрения СМК в ОАО "Нафтогазбуд - Украина" вместе с определенной универсальностью имеет индивидуальный характер, учитывающий нашу специфику. Этот опыт может быть позаимствован многими предприятиями.
Интервью провела Инга БОТНИК