Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Евгений Храбров. Участие в тендере

19.03.2010

Главное — не участие, а победа
Что нужно предпринять, если у предприятия «украли» победу в тендере
Во всем мире значительная часть всей экономической деятельности государства заключается в закупке товаров и услуг у коммерческих предприятий. Это означает, что в некоторых частных коммерческих предприятиях значительная доля деловой деятельности будет связана с заключением сделок с государством, поэтому и предпринимателям и юристам следует хорошо разбираться в характере деловых взаимоотношений с государством. Данная статья посвящается предпринимателям, поскольку все они без исключения имеют законное право стать участниками процедуры закупки товаров за счет бюджетных средств
Основным документом в системе государственных закупок является Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. №1490-111 с изменениями и дополнениями. В основе данного закона лежит принцип рационального и эффективного использования бюджетных средств и глобального внедрения в сферу закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд единой структурированной системы, базирующейся на общепризнанных столпах рыночной экономики: конкуренции, прозрачности, недискриминации и децентрализации.
Специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, который контролирует и координирует государственные закупки, является Министерство экономики Украины.
Информация о планируемых тендерах доступна и открыта для любого желающего. Она поступает и обновляется практически каждые десять дней. Кроме печатных существуют и альтернативные электронные источники информирования. Центральным изданием в сфере информации о государственных закупках на территории Украины является «Вестник государственных закупок». В соответствии с п. 1 ст. 8 закона именно в это издание при уполномоченном органе все государственные предприятия Украины обязаны подавать объявления о планируемых закупках (по процедуре «открытые торги») либо о планируемой предварительной квалификации участников (процедура «торги с ограниченным участием»).
Хронология событий тендера по закупке
Хронология событий тендера по закупке выглядит следующим образом:
1. В установленном законом порядке объявляется тендер на закупку за государственные средства («Вестник государственных закупок» или на интернет-сайте. На сегодня такой информационной системой в сети Интернет является «Портал «Державні закупівлі України» - www.zakupivli.com). Минимальный срок проведения процедуры открытых торгов - 21 день.
2. Поставщик изъявляет желание принять участие и, соответственно, подает запрос на получение тендерной документации заказчику.
3. Государственный заказчик выставляет счет на оплату стоимости тендерной документации и предоставляет ее после факта оплаты в течение трех дней.
4. Предприятие-поставщик оплачивает счет за тендерную документацию (диапазон цен - приблизительно от 500 до 2000 грн.).
5. По получении тендерной документации участник, ознакомившись с условиями, начинает подготовку и сбор документов, справок, подписей и печатей, которые необходимы для подтверждения квалификационных требований. При этом тоже возможны определенные затраты.
6. Предприятие-поставщик оплачивает тендерное обеспечение и подает тендерную документацию.
7. Предприятие-поставщик готовит и подает на торги тендерное предложение.
8. По результатам вскрытия тендерных предложений предложение компании может быть лучшим как по цене, так и по техническим параметрам оборудования, но в последний момент заказчик отменяет процедуру тендера без возврата оплаченных средств.
9. Предприятию возвращается лишь тендерное обеспечение.
Для получения тендерной документации следует направить официальный запрос заказчику торгов на получение документации. В соответствии с требованиями ст. 20 закона заказчик отправляет либо предоставляет участнику тендерную документацию в течение трех рабочих дней со дня получения от него официального запроса. В случае если заказчиком требовалась плата за предоставление документации, тендерная документация предоставляется после внесения такой платы, которая не должна превышать суммы, необходимой для покрытия расходов на подготовку документации и ее рассылки. Компании следует обратить внимание на стоимость тендерной документации, а также на размер тендерного обеспечения (гарантии), которые требуются заказчиком в обязательном порядке. В случае «проигрыша» стоимость тендерной документации не возвращается, а тендерное обеспечение может остаться у заказчика, если компания не выполнит своих обязательств.
Компания, получив тендерную документацию, имеет право официально обратиться за разъяснениями к заказчику торгов, если какие-либо требования не ясны, либо некорректны, либо неправомерны, а заказчик, в свою очередь, обязан дать официальный ответ на запрос.
Что будет, если в тендерной документации присутствуют неправомерные требования? В таком случае после вашей победы в тендере ваш конкурент имеет право опротестовать данный тендер, что впоследствии приведет к отмене торгов и проведению повторной процедуры.
Согласно ст. 10 закона объявление об осуществлении процедуры закупки, приглашение к участию в процедурах закупки, объявление о проведении предварительной квалификации участников, а также тендерная документация готовятся на украинском языке и на одном из иностранных языков, используемых в международной торговле, в случае если участие в процедуре закупки не ограничивается отечественными участниками. Тексты должны быть аутентичными, определяющим является текст на украинском языке.
В тендерной документации, а также в объявлении о торгах указывается место, дата и время вскрытия конвертов с тендерными предложениями. Компания (или ее представитель), подавшая тендерное предложение, имеет право присутствовать на процедуре вскрытия предложений и получить копию протокола вскрытия по запросу. На процедуре вскрытия представители тендерного комитета вскрывают поданные тендерные предложения, проверяют наличие всех требуемых документов и оглашают цены предложений, а также адреса участников. Таким образом, уже на этом этапе можно оценить приблизительные шансы на победу.
Заказчик определяет победителя на протяжении 30 рабочих дней со дня раскрытия тендерных предложений. Тендерный комитет на первом этапе отклоняет все предложения, которые не соответствуют требованиям тендерной документации, затем оценивает оставшиеся предложения и выводит общий суммарный балл по каждому тендерному предложению. Победителем определяется организация, тендерное предложение которой набрало максимальный балл. Зачастую критерием оценки выступает не только цена, поэтому, если ваша цена не минимальная, у вас есть шанс набрать больше баллов по другим критериям. По результатам оценки, согласно методике, описанной в тендерной документации, решением тендерного комитета акцептуется предложение победителя.
Договор на поставку подписывается не ранее, чем через 5 рабочих дней после отправки всем участникам уведомлений о результате процедуры закупки, но не позже 21 рабочего дня со дня акцепта. В ином случае договор считается недействительным.
Рыночные отношения позволяют принимать участие в тендерах многим предприятиям, однако не все могут побеждать в них, и одной из причин этого является простое незнание своих прав, возможностей и путей их отстаивания, особенно если сами заказчики допускают массу ошибок.
Причиной этого может быть как активное изменение законодательной базы в данной сфере, за которым не успевают должностные лица тендерного комитета, ответственные за проведение торгов, так и то, что в обязанности этих должностных лиц не входит ответственность за соблюдение установленной процедуры.
К примеру, большинство участников сразу соглашаются с выдвигаемыми требованиями и условиями тендера и не используют свое законное право обращаться к заказчику за разъяснениями по тендерной документации. Известно много случаев, когда, фактически имея контракт на руках, участник тендера вынужден ожидать решения уполномоченного органа по этой закупке, либо один из конкурентов воспользовался правом на обжалование какого-то условия тендерной документации либо неправомерных действий заказчика. И это вполне возможно, поскольку зачастую некоторые пункты тендерной документации не соответствуют требованиям законодательства. В такой ситуации тендерному комитету ничего не остается, как объявить результаты торгов недействительными, либо заказчик, пересмотрев условия документации в новой редакции, выбирает уже другого победителя. А учитывая то, что процесс закупки длится порой не один месяц, такой результат может негативно повлиять на финансовое состояние претендента.
И все же практика показывает, что любой субъект рынка, активно используя свои права, может добиться желаемого.

Добро «пожаловаться»
Практика показывает, что для того чтобы победить в одном тендере, участнику порой приходится участвовать в нескольких торгах одновременно. Сделать это довольно сложно по причине немалых финансовых затрат, связанных с участием в тендере.
Но еще сложнее компании, когда победу в тендере у нее просто украли. К примеру, предложение компании было одним из самых выгодных, ее осталось только признать заказчиком, однако впоследствии торги просто признаются несостоявшимися по непонятным для компании причинам. Компания, естественно, с таким решением не соглашается и начинает отстаивать свои права.
  Благодаря появившемуся доступу к информации о государственных закупках эта ниша становится интересной для предприятий, которые ранее не имели возможности принимать полноправное участие в тендерах.
К большому сожалению, требования тендерной документации зачастую содержат массу несоответствий с законодательством, что приводит к манипулированию результатами торгов и вредит объективному определению победителя, препятствует выходу системы государственных закупок на качественно новый уровень развития. Это способствует применению теневых схем.
Предпринимателям необходимо четко знать свои права. А в случае выявления нарушений процедуры закупки, которые влияют на объективность определения победителя или приводят к дискриминации участников, уполномоченный орган, по заявлению участника, имеет право признать результаты такой процедуры закупки недействительными и вменить в обязанность заказчику начать новые процедуры закупки.
Решение уполномоченного органа о признании результатов торгов недействительными является обязательным как для заказчика, так и для исполнителей и является основанием для обращения в суд по поводу возмещения затрат, связанных с участием в тендерах.
Первым возникает вопрос, на кого и куда жаловаться. Если договор на поставку не подписан, следует обращаться с жалобой в уполномоченный орган - Министерство экономики Украины, а также в тендерный комитет. Если есть намерение обратиться с жалобой после подписания договора, можно подать жалобу в прокуратуру Украины, Антимонопольный комитет Украины, Хозяйственный суд, СБУ, КРУ и другие административные органы, поскольку сферой государственных закупок в наше время интересуются все.
Приведем краткий анализ и экспертную оценку правомерности и правильности некоторых типовых требований государственных заказчиков, которые выдвигаются в процессе проведения процедуры тендера, на предмет соответствия действующему законодательству, на которые и необходимо ссылаться в жалобах.
Основными документами, которые необходимо проанализировать и проверить на предмет соответствия требованиям закона, пожалуй, является тендерная документация, которая составляется заказчиком и выдается участникам для подготовки тендерных предложений.
Основанием для подачи жалобы на неправомерные действия должностных лиц тендерного комитета Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву является ч. 1 ст. 36 Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» и ст. 40 Конституции Украины.
Рассмотрим все на реальном примере одного из тендеров.
Из объявления в информационно-аналитическом бюллетене «Вестник государственных закупок» руководство компании узнало о проведении Государственным комитетом Украины из Государственного материального резерва открытых торгов по закупке оборудования.
Компанией была получена тендерная документация относительно проведения торгов (тендера) на закупку оборудования, было уплачено тендерное обеспечение в определенном размере, а также представлены тендерное предложение и заявка на участие в тендере предприятий.
В тендере приняли участие еще шесть участников. Но в итоге, тендер признали несостоявшимся и компании было возвращено лишь тендерное обеспечение в полном объеме. И только спустя два с половиной месяца руководство компании получило письмо, согласно которому руководству предприятия была прислана полная копия Протокола оценки и акцепта тендерных предложений. Ознакомившись с текстом Протокола оценки и акцепта тендерных предложений, руководство компания узнало, что все тендерные предложения по поставке оборудования были отклонены тендерным комитетом Государственного комитета Украины из Государственного материального резерва на основании п. 2 ст. 27 закона, а торги были признаны несостоявшимися. Руководство компания абсолютно не согласилось с решением тендерного комитета, посчитало его безосновательным и незаконным и обратилось в соответствующие органы с жалобой.
Формальным же основанием для подачи руководством компании жалоб является решение об отклонении предложения предприятия и признании торгов по поставке оборудования несостоявшимися, отображенное в Протоколе оценки и акцепта тендерных предложений.
В соответствии с Протоколом оценки и акцепта тендерных предложений были проверены документы, которые подтверждают юридический статус, уставную деятельность и квалификационные данные участников тендера, а также проверены технические показатели оснащения.
Экспертным выводом, выданным экспертом Киевской торгово-промышленной палаты, была определена максимальная рыночная стоимость на внутреннем рынке закупаемого оборудования.
Сравнив технические параметры оборудования, компания сделала вывод, что ее оборудование ничем не уступает, а по некоторым характеристикам превосходит его, в частности имеет большую производительность. Цена же оборудования компании в два с лишним раза ниже цены на аналогичное оборудование, что делает данное предложение оптимальным.
В соответствии с тендерной документацией относительно проведения тендера по закупке оборудования тендерное предложение обязательно сопровождается оплатой исполнителем тендерного обеспечения в определенном размере. Заказчик отвергает тендерные предложения, которые не сопровождаются подтверждением о предоставлении тендерного обеспечения на основании закона.
Согласно ст. 26 закона заказчик определяет победителя торгов из числа участников, тендерные предложения которых не были отклонены, на основе критериев и методики оценки, указанных в тендерной документации. Критериями оценки могут быть наиболее низкая цена вместе с другими критериями оценки, в частности такими, как эксплуатационные затраты, послепродажное обслуживание. Удельный вес ценового критерия не может быть ниже 70 процентов.
Из вышеизложенного вытекает, что в ситуации, когда предложения других предприятий должны быть отклонены, наилучшим среди указанных в Протоколе оценки и акцепта тендерных предложений является предложение данной компании. Тем не менее, не считаясь с данным четко установленным и легко проверяемым фактом, Тендерный комитет принимает решение признать торги несостоявшимися, так как были отклонены все тендерные предложения, используя при этом формальный повод, предусмотренный п. 2 ст. 27 закона, никак не мотивируя указанное абсолютно не логически в изложенной ситуации решение.
Причем во время анализа сложившейся ситуации руководство компании обнаружило и другие нарушения Тендерного комитета.
Согласно ч. 4 ст. 28 раздела III закона сообщение об отмене торгов, а также признании торгов несостоявшимися присылается заказчиком всем поставщикам (участникам) в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Кроме того, решение о признании торгов несостоявшимися и Протокол оценки и акцепта тендерных предложений были направлены с большим опозданием.
Согласно ст. 29-1 раздела III закона объявление о результатах проведения торгов публикуется в информационных системах в сети Интернет и «Вестнике государственных закупок» или в информационном бюллетене, который издает Тендерная палата Украины, в течение 10 календарных дней после заключения договора о закупке или после принятия решения об отмене торгов или признании их несостоявшимися. В объявлении о результатах торгов обязательно отмечается наименование и юридический адрес заказчика торгов; вид, количество и место поставки товара или вид и место проведения работ или предоставления услуг; дата опубликования объявления о запланированной закупке (объявление о предшествующей квалификации) в «Вестнике государственных закупок» или в информационных бюллетенях, который издает Тендерная палата Украины; адрес выбранных информационных систем в сети Интернет, в которых размещена информация; дата и причина отмены торгов или решение о признании их несостоявшимися. Однако эти требования закона были проигнорированы и объявление не было опубликовано.
Согласно ч. 4 ст. 8 закона неоповещение об осуществлении государственных закупок в информационных системах в сети Интернет является основанием для отмены торгов. За указание в документах об осуществлении государственных закупок, предусмотренных указанным законом, заведомо недостоверных данных относительно оповещения информации в информационных системах в сети Интернет должностные лица заказчиков несут ответственность, установленную законодательством.
Кроме вышеуказанных норм руководство тендерного комитета нарушило также следующие нормы законодательства Украины:
ст. 4-1 закона - согласно которой заказчик обязан обеспечить прозрачность осуществления государственных закупок путем опубликования необходимой информации, предусмотренной указанным законом, относительно закупки товаров, работ и услуг за государственные средства;
2. ч. 2 ст. 5 закона - в соответствии с которой заказчики обеспечивают равноправный доступ всех участников к информации по вопросам закупок;
3. ст. 7 закона - в соответствии с которой заказчик обязан обеспечить создание условий для проведения прозрачных государственных закупок и опубликования информации;
4. ст. 12 закона - в соответствии с которой тендерный комитет создается для организации и проведения процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные средства на основах коллегиальности в принятии решений, отсутствия конфликта интересов членов тендерного комитета и их беспристрастности;
п. 4.2 Положения о порядке создания и главных функций тендерных комитетов относительно организации и осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного приказом Министерства экономики Украины №280 от 26.12.2000 г., в соответствии с которым тендерный комитет обязан обеспечить равные условия для всех участников процедур государственных закупок, принимающих участие в процедурах закупки, объективный и честный выбор победителя;
Приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины №129 от 20.05.2003 г. - об утверждении форм отчетов о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства и инструкций относительно их заполнения;
Приказ Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины №130 от 20.05.2003 г. - об утверждении форм объявлений относительно государственных закупок и инструкций относительно их заполнения, в соответствии с которым объявления публикуются на государственном языке.
Согласно ч. 1 ст. 36 раздела VII закона любой участник или другое лицо (жалобщик), считающее, что заказчиком были нарушены процедуры закупки, установленные указанным законом, имеет право на обжалование действий заказчика.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч. 1 ст. 36 закона и ст. 40 Конституции Украины компания может просить:
1.Принять данную жалобу к рассмотрению и дать надлежащую оценку изложенным в ней обстоятельствам.
2.Решение тендерного комитета Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву о признании торгов несостоявшимися отменить.
3.Вменить в обязанность тендерному комитету принять новое решение, согласно которому акцептовать тендерное предложение компании как наилучшее по результатам оценки и заключить с предприятием договор о закупке.
4.Привлечь членов тендерного комитета к ответственности, предусмотренной действующим законодательством Украины.
5.О процессе и результатах рассмотрения данной жалобы сообщить в порядке и в сроки, предусмотренные законода-тельством Украины.
Причины и следствия отклонения тендерных предложений
На вопрос относительно отклонения тендерного предложения компании и признания торгов несостоявшимися можно дать следующее заключение.
Итак, в соответствии с ч. 2 ст. 27 закона заказчик может отклонить все тендерные предложения к акцепту тендерного предложения, если это предусмотрено в тендерной документации.
В соответствии со ст. 1 закона акцепт тендерного предложения, которое признано наилучшим по результатам оценки, - это принятие заказчиком тендерного предложения и предоставление согласия на его оплату. Тендерное предложение считается акцептованным, если заказчиком в установленный в тендерных документах срок предоставлено письменное подтверждение участнику в акцепте тендерного предложения после определения его победителем процедуры закупки.
Согласно тендерной документации относительно проведения торгов (тендера) на закупку заказчик может отклонить все тендерные предложения к акцепту тендерного предложения. На письменный запрос участника заказчик сообщает ему письмом о причинах отклонения всех тендерных предложений, не мотивируя их.
Итак, изложенное дает возможность сделать вывод, что заказчик может отклонить все тендерные предложения, даже не мотивируя отказ, что и произошло в нашем примере с предложением компании.
В нашем случае (примере) впоследствии оказалось, что через некоторое время должен был состояться повторный аналогичный тендер на закупку в Государственный резерв, при этом сумма тендерного обеспечения была уменьшена в 5 раз. По мнению независимых экспертов, данный факт может свидетельствовать лишь о том, что условия тендера оптимизируются под отдельного участника, который не мог внести денежные сред-ства ранее в заявленной сумме. Также данный факт может свидетельствовать о попытке привлечь больший круг участников.
Исходя из этого в таких случаях руководству предприятий следует более тщательно подготовиться к проведению повторного тендера.
Обязательно нужно учесть, что для формального отклонения вашего предложения могут быть использованы такие факторы, как несоответствие вашей продукции, к примеру, габаритам или весу, которые предъявлены в требованиях тендерной документации.
Как один из вариантов решения данной ситуации можно рассматривать возможность подачи на тендер предложения по аналогичной продукции, которая будет более оптимально подходить по техническим характеристикам, определенным в тендерной документации.
Необходимо также помнить, что в соответствии со ст. 26 закона главным для определения наилучшего тендерного предложения является цена, удельный вес которой не может быть ниже 70 процентов.
В случае повторного отклонения предложения компании такое решение может быть обжаловано в следующем порядке.
В соответствии со ст. 36 закона любой участник или другое лицо (жалобщик), которое считает, что заказчиком были нарушены процедуры закупки, установленные законом, имеет право на обжалование действий заказчика.
Согласно ст. 37 закона к заключению договора о закупке, жалоба по поводу нарушений заказчиком процедуры закупки или принятых решений, действий или бездеятельности подается заказчику или уполномоченному органу и комиссии по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины. В случае если жалоба подается не заказчику, жалующееся предприятие направляет первый экземпляр жалобы уполномоченному органу, а второй экземпляр жалобы направляет комиссии по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины для подготовки ею соответствующего вывода. Для подготовки и предоставления такого вывода комиссия по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины имеет право в течение трех рабочих дней затребовать и получать заверенные надлежащим образом копии документов от жалобщика и заказчика.
Заказчик или уполномоченный орган могут не рассматривать жалобу, если она была представлена позже, чем в течение 15 календарных дней со дня наступления основания для ее предоставления.
Днем наступления основания для представления жалобы считается день, когда заказчиком допущены нарушения процедуры закупки. Поступление жалобы заказчику в соответствии с данной статьей останавливает процедуру закупки на срок, который не может превышать 15 рабочих дней. Уполномоченный орган останавливает процедуру закупки на срок, который не может превышать 20 рабочих дней, о чем сообщает комиссия по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины в течение трех рабочих дней. Не позже трех рабочих дней после получения жалобы заказчик или уполномоченный орган должны сообщить всем участникам, которых касается эта жалоба, о ее содержании, времени и месте рассмотрения.
Во время рассмотрения жалобы любой участник имеет право принять участие в этом рассмотрении. Если жало ба не урегулирована путем переговоров на основании взаимного согласия, заказчик в выше определенный срок принимает обоснованное решение, в котором необходимо указать:
в случае если жалоба не удовлетворена - причины такого решения;
в случае если жалоба удовлетворена полностью или частично - решение относительно отличия процедуры закупки, решение заказчика или обязанность относительно совершения заказчиком определенных действий, а также причины такого решения.
По результатам рассмотрения жалобы комиссией по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины в течение 15 рабочих дней принимается вывод, в котором отмечаются нарушения, допущенные заказчиком при проведении процедуры закупки (в случае их допущения), и рекомендации об отмене процедуры закупки или решении заказчика, рекомендации относительно совершения определенных действий или рекомендации относительно неудовлетворения требований жалующегося.
Вывод в течение двух рабочих дней со дня его утверждения направляется уполномоченному органу. Уполномоченный орган рассматривает вывод комиссии по рассмотрению жалоб при Тендерной палате Украины и принимает соответствующее решение об удовлетворении или неудовлетворении жалобы и соответственно отменяет торги, вменяет в обязанность заказчику совершить определенные действия или принимает решение о неудовлетворении требований жалующегося.
Аналогичная процедура обжалования предусматривается и в тендерной документации относительно проведения торгов (тендеру) на закупку.
Итак, в случае повторного отклонения предложения руководство предприятия, учитывая сроки, указанные в ст. 37 закон, может обжаловать такое решение.
Кроме Тендерной палаты Украины адресовать такое обращение необходимо в ряд других органов, осуществляющих контролирующие функции относительно проведения тендеров:
• Министерство экономики Украины;
Верховную Раду Украины;
• Министерство финансов;
Министерство юстиции;
• Главное контрольно-ревизионное управление Ук¬раины;
Счетную палату Украины;
• Антимонопольный комитет Украины;
Государственное казначейство Украины;
• органы прокуратуры разных уровней;
• органы Государственной службы по борьбе с экономической преступностью;
• прочие органы.
Тем не менее, необходимо помнить, что такие действия могут отрицательно повлиять на проведение повторного тендера и отразиться на его результатах.
Тендерная палата о нарушениях законодательства в тендерной документации
Тендерная палата Украины сама подтверждает нарушения законодательства о закупках. В одном из ответов на жалобу Тендерная палата сообщила следующее.
1. Так, в разделе 1 «Общая информация о закупке» тендерной документации определено, что к участию в торгах приглашаются субъекты хозяйствования - юридические лица независимо от форм собственности, места регистрации и расположения, которые подтвердят намерение принять участие в процедуре закупки, и подадут тендерное предложение в соответствии с требованиями тендерной документации. Эти нормы можно считать дискриминационными и ограничивающими конкуренцию, поскольку в соответствии с нормами ст. 1 закона участником процедуры закупки является физическое лицо, проживающее на территории Украины, или юридическое лицо (резидент или нерезидент), подтвердившее намерение принять участие в процедуре закупки и подавшее тендерное предложение.
2. Пункт 7.2. тендерной документации содержит выра¬жение «может повлечь за собой отклонение предложения», которое носит дискриминационный характер, поскольку не устанавливает четких условий отклонения тендерных предложений и противоречит требованиям ст. 27 закона.
3. Статьей 1 закона определено, что обеспечение тендерного предложения - это предоставление участником заказчику гарантий относительно обеспечения выполнения им обязательств, возникающих в связи с предоставлением тендерных предложений, включая такие способы обеспечения, как банковские гарантии, резервные аккредитивы, чеки, в соответствии с которыми первичное обязательство несет любой банк, депозиты, векселя, поручительства и прочие виды обеспечения по выбору заказчика в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 закона тендерная документация должна содержать, в частности, требование заказчика относительно предоставления тендерного обеспече¬ния и обеспечения выполнения договора о закупке. Тем не менее, заказчиком вопреки ст. 1 закона в пункте «Тендерное обеспечение и обеспечение выполнения договора» четко не указывается способ внесения тендерного обеспечения, предложения и обеспечение выполнения договора о закупке, что может привести к ограничению конкуренции.
4. Кроме того, пункт о раскрытии тендерных предложений тендерной документации противоречит требованиям ст. 26 закона, в которой указано, что во время раскрытия тендерных предложений заказчиком объявляются присутствующим представителям участника наименование и адреса каждого участника, цена каждого тендерного предложения, а также проверяется наличие всех необходимых документов, предусмотренных тендерной документацией, и правильность их оформления.
5.В соответствии с ч. 2 ст. 7 закона заказчик обязан отклонить тендерное предложение в случае, если он имеет неопровержимые доказательства того, что участник предлагает, дает или соглашается дать любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение о найме на работу, ценная вещь, услуга и т.п.) с целью повлиять на принятие решения относительно определения победителя процедуры закупки или на применение заказчиком опреде¬ленного вида процедуры закупки. Таким образом, выражение «в возможности отклонить» в тендерной документации противоречит требованиям ст. 7 и 27 закона, которыми установлена обязательность отклонения тендерных предложений заказчиком.

6.В пункте тендерной документации о сроке публикации результатов указывается, что «в течение семи календарных дней после заключения договора заказчик посылает для публикации в «Вестник государственных закупок» объявление о результатах открытых торгов в соответствии с формой, установленной уполномоченным органом». Однако это противоречит положениям ч. 1 ст. 29 закона, в которой указано, что объявление о результатах проведения торгов публикуется в «Вестнике государственных закупок» или в информационном бюллетене, который издает Тендерная палата Украины, в течение 10 календарных дней после заключения договора о закупке или после при¬нятия решения об отмене торгов или признания их несостоявшимися.
7.Также отметим, что пункт «Процедура обжалования решений тендерного комитета» тендерной документации противоречит положениям ст. 37 закона.
8.В соответствии со ст. 15 закона заказчик может требовать от участников предоставления информации о его соответствии квалификационным требованиям.
В то же время предоставление информации и документов, определенных в приложениях тендерной документации, не подтверждает квалификационные требования участников, а потому требование со стороны заказчика относительно предоставления указанных документов противоречит требованиям закона.
9. В приложениях тендерной документации указывается, что критериями оценки тендерных предложений является цена и срок поставки продукции. Тем не менее, установление в тендерной документации иных критериев, нежели цена, противоречит требованиям ч. 7 ст. 26 закона, в которой определено, что в случае закупки товаров, работ и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок, которые вырабатываются, выполняются или предоставляются не по отдельно разработанным спецификациям или техническим проектам, а критерием оценки может быть исключительно цена.
10. Тендерная документация содержит договор о поставке и закладывании в Государственный резерв материальных ценностей, что не отвечает требованиям ст. 21 закона, в соответствии с которой тендерная документация должна содержать основные условия, которые обязательно будут включены в договор о закупках.
Рекомендации
Следует обратить внимание на то, что на практике большинство тендерных предложений отклоняются и не рассматриваются вообще просто по формальности. В данном случае советуем с должным вниманием отнестись к каждому прописанному требованию в тендерной документации. Тендерное предложение следует сформировать, упаковать и подать по адресу заказчика в соответствии с требованиями тендерной документации и в установленный срок. Заказчик, со своей стороны, регистрирует все поданные предложения и составляет протокол раскрытия тендерных предложений.
Кроме этого, в любой момент вы должны быть готовы к отстаиванию своих прав, и начинать это следует с подачи жалоб.
Следует также ознакомиться с законодательством, регулирующим процесс проведения тендеров, особенно с той его частью, которая касается признания тендера несостоявшимся.
Евгений Храбров,
президент Республиканского центра «Процесс»
Александр Шипка,
5. адвокат, АК «Бирк и партнер»

ЕВГЕНИЙ ХРАБРОВ, президент Республиканского центра «Процесс»
Республиканский центр «Процесс» - всеукраинская общественная правозащитная организация. Существует с 1989 года, среди учредителей центра - Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел Украины. В 1991 году центр выступил учредителем Профсоюза работников малых инновационных предприятий Украины.
В 1992 году - учредителем Украинского союза промышленников и предпринимателей и Украинской ассоциации качества. В 1995 году - учредителем благотворительного фонда «Освіта» (с 1996 года под эгидой ЮНЕСКО). Цен