Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Евгений Храбров. Таможенные пошлины

23.03.2010

Пошлинами НЕ едины
Что делать предпринимателю, когда таможенные органы незаконно завышают таможенные пошлины
Предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, постоянно сталкиваются с проблемой определения кодов товарных групп. Таможенные органы, как правило, при определении таких товарных групп преследуют цель максимально увеличить таможенные пошлины при ввозе товаров, что, собственно, не всегда на руку предпринимателям, поскольку в будущем увеличивается продажная стоимость товара.
При этом предприниматели, по сути, не знают, как выйти из такой ситуации. На одном практическом примере мы расскажем вам, как действовал предприниматель, когда его ввозимый товар переклассифицировали таможенники, вследствие чего необходимо было значительно увеличить таможенные платежи.
Увеличить пошлину — дело нехитрое
В зоне деятельности Ягодинской таможни в адрес «ООО» пересек таможенную границу Украины груз - «моющее оборудование: устройства, аппараты, аксессуары и запчасти к ним» производства концерна Afrtd Karcher Gmbh @ Co.
После этого в зоне таможенного контроля Киевской региональной таможни (КРТ) декларант «ООО» заявил вышеуказанный груз к оформлению в режиме «импорт-40», предоставив грузовую таможенную декларацию (ГТД), в которой был задекларирован товар как «пылесос промышленный» (поскольку являлся трехфазным, мощностью 4000 Вт, а с такими параметрами техника никак в бытовых целях использоваться не может) по ставке 2%. Эти данные как раз и являются основными для определения ставки. Кстати, такое определение кода товара было осуществлено исходя из кода, обозначенного в экспортной таможенной декларации страны-отправителя. Декларант был направлен в отдел номенклатуры, где было дано описание товара, не соответствующее его основному предназначению и основным характеристикам, а именно в соответствии с решением отдела номенклатуры таможни вышеуказанный товар необходимо было декларировать под другим кодом по ставке 25%. Такой вывод был обусловлен тем обстоятельством, что ввезенный пылесос помимо промышленной сферы также мог использоваться и в бытовой сфере, а значит, относить его нужно к группе товаров, в которую включаются исключительно электромеханические устройства, используемые в быту. Отдел номенклатуры КРТ не учел, что в соответствии с каталогом фирмы-продавца данный товар находится в разделе «чистящая техника профессионального назначения», где указано, что данный пылесос решает проблемы профессиональной уборки зданий, уборки на промышленных предприятиях малого и среднего бизнеса, а также проведения работ, связанных с созданием взрывоопасной и вредной для здоровья пыли. То есть вышеупомянутый пылесос был определен как бытовой, вследствие чего выросла и ставка пошлины, на которую совсем не рассчитывал его импортер.
Данное нарушение было расценено как деяние, направленное на неправомерное уменьшение размера налогов и сборов, запрещенное ст. 355 Таможенного кодекса Украины (ТКУ). Таким образом, постановлением по делу о нарушении таможенных правил на директора «ООО» было наложено административное взыскание в виде штрафа.
Да, действительно, таможенные органы имеют полное право в соответствии с законодательством, в частности со ст. 13 ТКУ, вести Украинский классификатор товаров ВЭД. Согласно ст. 313 ТКУ таможенные органы классифицируют товары, то есть относят к классификационным группам, а решения таможенных органов относительно классификации товаров для таможенных целей являются обязательными для предприятий. Однако вывод, сделанный отделом номенклатуры КРТ, не устраивал «ООО», поскольку не соответствовал действующему законодательству и значительно увеличивал затратную часть, рассчитанную на уплату налогов и сборов.
Экспертиза - лучший выход
Единственный выход из сложившейся ситуации для предприятия директор видел в обжаловании решения отдела номенклатуры КРТ в Хозяйственном суде. Естественно, предприятию пришлось сначала пройти всю процедуру досудебного урегулирования вопроса, поскольку бессмысленно обращаться в суд, не имея необходимой доказательной базы, подтверждающей законность ваших действий. Кстати, на все процедуры, имеется в виду переписка с таможенными органами, ушло порядка шести месяцев, за которые предприятие уже терпело определенные неудобства и теряло предполагаемую прибыль от совершения сделки.
В качестве доказательств истцом в суде были приведены выводы специалистов Киевской торгово-промышленной палаты (ТПП), в которых подтверждалась правомерность отнесения предприятием ввозимого оборудования и техники к товарному коду, заявленному в ГТД. Однако ответчик в лице КРТ, ссылаясь на решение номенклатурного отдела и некоторые письма Гостаможслужбы, исковых требований не признавал. В итоге, поскольку для решения данного вопроса классификации товаров ВЭД необходимы специальные знания, судом в деле была назначена судебно-товароведческая экспертиза, проведение которой было поручено Киевскому научно-исследовательскому институту судебных экспертиз (КНИИСЭ). Данный вывод судебной экспертизы совпал с выводом специалистов ТПП.
Законодательные основания выглядели следующим образом.
В соответствии с преамбулой Закона «О таможенном тарифе Украины» от 5.04.2001 г. №2371-111 таможенный тариф - это систематизированный в соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности перечень ставок ввозной пошлины, которые взимаются с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины. В основу товарной классификационной схемы Таможенного тарифа (товарной номенклатуры) положена Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УТК ВЭД), которая базируется на Гармонизованной системе описания и кодирования товаров.
В нашем случае товар также рассматривался в соответствии с определением в «Пояснениях к товарной позиции».
Комментарий
В данном случае мы столкнулись с проблемой, которая явно затормаживает процесс развития предпринимательской деятельности в Украине и сводит на нет все усилия предпринимателей в получении предполагаемой прибыли. Решение вопроса необоснованного завышения пошлин таможенными органами занимает очень много времени, поскольку последние, несмотря на всю абсурдность своих мнений и выводов, не хотят объективно смотреть на ситуацию и учитывать доводы предпринимателей в своей правоте. И, как ни прискорбно, но на сегодняшний день только суд может объективно рассудить стороны конфликта. Судя из нашей практики, это не единственный случай завышения таможенных пошлин, но с уверенностью можем сказать, что процесс восстановления законности уже начат.

Поскольку выводами КНИИСЭ и выводами ТПП установлено, что данная техника рассчитана для эксплуатации на уровне явно выше бытовой потребности, суд посчитал ошибочными выводы ответчика в лице региональной таможни.
Основанием для признания акта недействительным является несоответствие его требованиям действующего законо-дательства и/или определенной законом компетенции органа, издавшего этот акт.
В итоге суд признал недействительным решение отдела номенклатуры КРТ в части определения товара.
Кроме этого, напомним, что в соответствии со ст. 33 Гражданско-процессуального кодекса Украины (ГПК) каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Доводы истца суд посчитал обоснованными, надлежаще доказанными и подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика по иску признаны безосновательными. В соответствии со ст. 44 ГПК судебные расходы состоят из государственных пошлин, сумм, подлежащих уплате за проведение судебной экспертизы, назначенной хозяйственным судом, расходов, связанных с осмотром и исследованием вещественных доказательств в месте их нахождения, оплаты услуг переводчика, адвоката, расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса и других расходов, связанных с рассмотрением дела. Согласно ст. 49 ГПК стороне, в пользу которой принято решение, хозяйственный суд возмещает пошлину за счет другой стороны и в том случае, если другая сторона освобождена от уплаты государственной пошлины. Суммы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, расходы на информационно-техническое обслуживание судебного процесса при удовлетворении иска возлагаются на ответчика.
Из вышесказанного следует, что суд возложил на региональную таможню возмещение перечисленных выше расходов истца.

А теперь мы хотим дать несколько рекомендаций нашим читателям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность:
1. В ГТД следует указывать код товара, определенного в соответствии с законодательством, даже если таможенные органы в лице отдела номенклатуры придерживаются иного мнения. Если вы сделаете так, как вам рекомендуют таможенные органы (имеется в виду, если их рекомендации не соответствуют законодательству), вам придется поступать так всегда. Почему? Потому что если каждый следующий раз таможенные органы будут вас поправлять в определении кода товара, то вам могут инкриминировать сознательное, с умыслом уклонение от уплаты налогов и сборов, и тогда уголовного наказания не избежать.
2. В ГТД необходимо указывать тот Код товарной группы, который указан в экспортной декларации предприятия из страны-поставщика.
3. Ознакомиться с информацией о том, как таможенные органы будут классифицировать товар, рекомендуется до начала осуществления сделки. Если же полученная информация по классификации товара не соответствует требованиям законодательства, необходимо получить экспертное заключение в торгово-промышленной палате, а еще лучше в научно- исследовательском институте судебных экспертиз. Только эти организации могут дать объективную информацию. При наличии у вас таких экспертиз таможенные органы спорить с вами не будут, поскольку в случае судебного решения данного вопроса суд будет на стороне предпринимателя.
4. В случае возникновения подобных конфликтов с таможенными органами необходимо безотлагательно вести переписку и обращаться в таможенные органы с запросами с просьбами разъяснить применение норм и деяний должностных лиц таможни, что в дальнейшем при обращении в судебном порядке будет выступать гарантией объективности ваших действий. Параллельно с этим вы уже сможете обращаться в экспертные учреждения, что опять-таки позволит вам быть защищенными в спорах с таможенными органами.
Евгений Храбров,
президент Республиканского центра «Процесс»
Александр Шипка,
адвокат АК «Бирк и партнер»
Республиканский центр «Процесс » - всеукраинская общественная правозащитная организация. Основана в 1989 году, среди учредителей центра - Министерство здравоохранения и Министерство внутренних дел Украины. Объединяет 292 предприятия различных организационно-правовых форм в ведущих отраслях национальной экономики. Принимает активное участие в законотворческой деятельности. В 1992 году выступили учредителями УСПП - Украинского союза промышленников и предпринимателей и Украинской ассоциации качества.

2005.07.15 Финансовая консультация №15-16