Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Евгений Храбров. Как возрождать Державу

02.03.2010

TribunaRM@cisdf.com ПИСЬМА В редакцию
ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ЖУРНАЛА «ТРИБУНА РУССКОЙ МЫСЛИ» А.А.БОНДАРЕВУ
Здравствуйте, уважаемый Александр Аркадьевич! Прочитал Ваш журнал и решил написать, рассказать немного о себе и побеседовать, о том, как нам дальше жить, — как возрождать Державу.
Пишу я довольно много, но в средствах массовой информации выступать приходилось нечасто. Выступления же эти имели, надо сказать, широкий резонанс, но в узких кругах. Так, подписчики не увидели номера «Правды Украины» за 11 сентября 2000 г. с моим интервью. Газете это не нанесло материального ущерба, но мое обращение к читателям так и не дошло до адресата. Другое мое интервью, совсем недавно опубликованное в украинской газете «Буржуй», привело к еще более неожиданным результатам. Газета поступила в продажу 20.01.03 в 6.00. Журналиста, который брал интервью, уволили с работы в тот же день, 20.01.03 в 12.30. Для поддержки несправедливо уволенного журналиста собираем пожертвования. (Странно, ведь я лишь рассказал о своей судьбе, дал оценку некоторым явлениям современной жизни и сформулировал несколько предложений о том, как можно изменить нашу жизнь к лучшему.) ***
В Администрацию Президента я пришел осознанно. Исключительно для того, чтобы реализовать свои наработки в решении тех вопросов, которые позволяют решать мой жизненный опыт и полученное образование. Настало время системных реформ. Государственной власти необходимы стабильность и перспектива. Это возможно лишь тогда, когда граждане способны разглядеть во власти себя.
В общем, мою работу системного аналитика в Администрации Президента Украины можно назвать теоретическим осмыслением перспективы восстановления дееспособности Украины (правоспособны мы уже скоро десять лет). Ведь в условиях стремительного обнищания народа социальную ситуацию может радикально изменить лишь реальное углубление реформирования (а не декларации о реформах). Но экономический рост должен базироваться на сбалансированном развитии. Цена реформ должна быть просчитанной. В противном случае мы и дальше будем наблюдать деградацию государства. А который год население своим собственным вымиранием голосует против нынешнего положения.
Ничего другого мы и не вправе ожидать. Пока политические «кухарки» будут продолжать руководить государством, оснований для оптимизма маловато.
Есть хорошая поговорка: по натуре я пессимист, но суровые обстоятельства жизни сделали меня оптимистом... Очевидно, она подходит всем, попавшим в исторический разлом.
Болевые точки страны известны — это просчеты стратегов украинской экономической доктрины в диверсификации поставок энергоносителей и добыче углеводородов, бюджетный процесс и межбюджетные отношения, восстановление промышленного потенциала, здравоохранение, пенсионная реформа, административно- территориальное реформирование, техническое регулирование, консолидация зарождающегося среднего класса — основы гражданского общества, гражданский контроль над силовиками, налоговый гнет.
...Пройдя в своей жизни несколько раз по горизонталям и вертикалям власти, хочу подвести некоторые итоги. Исполнение властных полномочий — процесс волевой. Он может осуществляться как правомерно, так и с различными отклонениями, что и зависит, прежде всего, от самого лица — представителя власти, от его нравственного облика, компетенции, профессиональной грамотности, опыта работы, образования, правовой культуры. К сожалению, и это ни для кого не является секретом, именно со всеми этими качествами у представителей власти зачастую масса проблем.
Скажу о том, что особенно тревожит. Сейчас взят курс на воспитание национальной элиты. Но реалии таковы, что носители украинского языка — выходцы из села в первом поколении. Им мучительно тяжело освоить городскую культуру. Зачастую «талановита молодь» эволюционно не готова к выполнению задач высокого предназначения национальной политической, культурной и деловой элиты. Отсутствие кругозора не компенсирует наличие «точкі зору», а нарочитая резкость выражений никогда не заменит вескости аргументов.
Почему-то способность изъясняться суржиком стала на Украине признаком патриотизма. Непрофессионализм— нормой. Архивариус, не имеющий ни одного дня стажа работы в народном хозяйстве, стремится «очолити» службу аналитики по макроэкономике. Журналист судит о вопросах кодификации бюджетного права «виключно з юридичної точки зору».
Хотя надо отдать должное: они очень пробивные, активные, смекалистые, напористые люди, умеющие четко идти к поставленной цепи. Они легко распознают подобных себе. Когда объединяются маргиналы, пролетарии всех стран отдыхают!
Но, к сожалению, им не хватает профессионализма, терпимости, лояльности, интеллигентности и элементарной порядочности. Они даже не ставят задачу что-то сделать. Для них главное — кем-то стать, имитируя активную деятельность, зачастую при полном отсутствии компетентности в этой области. Самое-то печальное — они не живут интересами государства! Разве драматург Вацлав Гавел разбирался в экономике, а электрик Лех Валенса — в вопросах законотворчества? Однако они, прежде всего, патриоты своей страны. Я искренне сомневаюсь в наличии у нынешних маргиналов у власти, руки которых функционируют в режиме снегоочистителя, понятий о Родине и флаге, о стыде и совести, о чести и присяге. В таких случаях государственная воля трансформируется в личную, а государственная власть узурпируется должностным лицом и будет использоваться в собственных интересах. В итоге такой чиновник служит не обществу, а самому себе. Его личная воля задает тон государственной воле, направляя ее по неправомерному, а порой и преступному пути.
Национальной элите нужно не только хорошее образование и воспитание, но прежде всего ей должно быть присуще чувство нравственного долга, здорового патриотизма.
Вступление в должность наделяет лицо определенными полномочиями по распоряжению другими людьми, дает возможность пользоваться различными материальными ресурсами, многократно усиливает индивидуальную властную волю во всех ее направлениях, в том числе порой и отрицательных... Любой дефицит может привести к злоупотреблениям и негативным последствиям не только при «развитом социализме». К нашей беде, в верхних эшелонах власти пока нет изобилия чиновников, понимающих святость долга служения народу на государственном посту, обладающих должной культурой мышления, умеющих думать о перспективе и упреждающими действиями предотвращать возможные негативные последствия законодательных инициатив, которые затем принимаются и ложатся в основу жизнедеятельности государства.
Хотя, безусловно, во власти немало порядочных людей и профессионалов. Верю, что скоро их критическая масса даст качественный скачок в государственном строительстве. Ведь среди молодежи немало будущих ярких политиков, талантливых бизнесменов, перспективных ученых и деятелей культуры.
...Язык — это только один из аспектов большого несчастья — отсутствия консолидирующей идеи, близкой каждому, всем классам и прослойкам, олигархам и чиновникам, властям и народу, понятной всем регионам. Донецк не станет Ивано-Франковском, а Львов — Симферополем. Зачем противопоставлять язык титульной нации языку межнационального общения братских народов? Зачем же обеднять людей, отрезать им доступ к вершинам культуры? Ведь Киевская Русь — центр Православия, колыбель славянства! Основатель Академии наук Украины Владимир Иванович Вернадский думал о славянском единении еще во времена П.Скоропадского и Директории: «Сила русской культуры так велика, что ей нисколько не страшна одновременная работа украинизации. Здесь должно быть совместное дружеское общение. И оно возможно...»
А пока на искусственно созданной языковой проблеме просто греют руки. Убери ее — и сколько штатных защитников «національної свідомості» сразу потеряют популярность, останутся без привычного занятия? Но если завтра еще три миллиона заговорят «чарівною державною мовою», страна не спасется.
И все-таки главная проблема Украины не только и не столько в отсутствии второго государственного языка и восстановлении экономики. Экономика — лишь материальное основание пирамиды государственности! А духовное основание государства — это нравственный закон Любви.
Этот закон неизменно в течение всей истории Русской земли сохраняется в Православии — исконной религии наших предков.
...Насколько банальна и одновременно ласково-коварна американская мечта: иметь свой дом, детей, приличный годовой доход, две машины, средства на обучение потомства в престижных учебных заведениях. Такая идея притягательна, но она лишь до известной степени может объединять граждан многих национальностей. Думаю, у народов, живущих на земле Киевской Руси, есть иная, несравненно более высокая объединяющая идея — ПРАВОСЛАВИЕ, и мы лишь делаем первые осознанные шаги на пути к ней...
Для начала необходимо прекратить культивировать в подрастающем поколении позицию пережидания, отстранения от бед своего народа. Чего можно ожидать от гражданина, если ему с детства выдается за образчик находчивости, народной смекалки и ратной доблести сюжет о храбрых казаках, спрятавшихся от степняков в речке с тростником в зубах?
Не лучше ли, при всем уважении к традиции многовекторной политики Запорожской Сечи, прививать навыки социальной активности на примерах князя Игоря и воинов его полка, подвигах киевских богаты¬рей — Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца? (А ведь мало кому известно, что мощи святого богатыря Ильи Муромца покоятся в Киево-Печерской Лавре.) Не правильнее ли воспитывать право¬сознание на примере стоящего у истоков государственности великого Киевского князя Ярослава Мудрого, автора первого свода законов — «Русской правды»? Именно Ярослав Мудрый объединил разрозненные русские княжества в единую Державу, одну из самых могущественных и богатых в средневековой Европе.
Сегодня, правда, время другое, и поля сражения за объединение чаще всего иные: информационные, финансовые, хотя в основе их, как и прежде, остается невидимая духовная брань идей добра и зла. Но сегодня, как и прежде, конечная победа добра над злом не вызывает сомнений. А финансы и информация выступают только в роли орудия, предназначенного для внешнего воздействия на сознание людей с целью подготовки к принятию определенных идей. В этом смысле возрастает возможность положительного или отрицательного влияния отдельных личностей — уже не только глав государств, но и финансовых олигархов — на планетарные процессы. Однако олигархи лишь выполняют миссию первичного накопления капитала, действиями же их руководит идея, которой они служат. Поэтому законное правительство, если оно способно воспринять данную Богом национальную державообразующую идею, может привлечь к воплощению этой идеи и единомысленных олигархов, которые уже не будут олигархами, но — благотворителями. Идет пятнадцатый год со дня празднования 1000-летия Крещения Руси. Это достаточный срок для того, чтобы мы смогли воспринять простую и, в общем-то, очевидную идею: у народов Великой, Малой и Белой Руси нет другого пути, кроме строительства православного государства. К сожалению, нынешние власти не могут в осознании этого пойти дальше мысли об использовании авторитета Православия в своих государственных интересах. На самом деле государство должно не стремиться помыкать Церковью, но чутко прислушаться к ее мудрым советам и их исполнять.
Только при этих условиях возможно построение действительно гражданского общества, которое нам так необходимо. Но сегодня мы наблюдаем лишь поддерживаемые инициативой снизу его зачатки. Мы видим возникновение общественных организаций, движений и по-настоящему гражданских — радеющих об истинных национальных интересах государства — новых политических партий. Все увереннее они опираются на Православие. Однако изобилие партий, этакая «мелкопартийность» — это же фактически детская болезнь зарождающегося единомыслия. А когда мы все вспомним, что мы люди: перестанем наступать друг другу на горло, перерастем издержки ментальности, выраженной поговоркой «Два жупана — три гетмана», перестанем жить по принципу «Моя хата с краю», общество стабилизируется и структурируется, — партий останется две-три.
Зачатки гражданского общества опираются на общественные организации, местное самоуправление, пока не осознавшие себя территориальные общины, средства массовой информации, общественное радио и телевидение, Интернет. Не «электорат», а граждане через общественные институты смогут все более активно влиять на решения власти — и уже влияют. Могу привести примеры, но это отдельная тема. И здесь, размышляя о гражданском обществе, можно прийти к неожиданному и, на первый взгляд, парадоксальному заключению. Добровольно объединяясь для реализации общих идей, интересов в соответствии с цельным мировоззрением, основанном на Православии, мы неизбежно придем к тому, что на Руси сегодня, как и в былые времена, самой лучшей формой государственного устройства окажется... впасть Помазанника Божия, данного Богом Царя. Такое государство — венец человеческой цивилизации. Но цивилизации, посвященной Богу, а не противящейся Ему. И сегодня мы все еще не имеем решимости и веры сделать единственно правильный выбор. Да и для меня, столько лет отдавшего комсомолу, Советской власти и нынешнему режиму, прийти к такому выводу оказалось непростым делом. Молитвы предков помогают...
Евгений Петрович ХРАБРОВ,
первый заместитель председателя правления открытого АО «Нефтегазстрой-Украина», бывший государственный служащий 3-й категории 6-го ранга Администрации Президента Украины.
Киев, январь 2003 г.