Уважаемые пользователи, старая система ( презентации, записи и вебинары) доступна по ссылке old.webinar.ua Данная версия работает в режиме открытого тестирования.

Автор - Ярослав  Шпак. Потребителю медуслуг!

29.03.2010

Аллегория медицины или продуктивный настрой для потребителя медицинских услуг.

Собственно, практически любая наша деятельность не принесет должного результата, если не соблюдаются определенные базовые принципы. Нельзя написать маслом шедевр, пока не поймешь, как смешивать краски и как их наносить на холст. Если не пользоваться грузиком на веревочке (отвес), то кирпичная кладка пойдет криво. Если правильно не нарезать мясо, то отбивные не получатся. И так далее. Эти правила подчас выглядят банально, но странное дело, их все-таки многие или не знают, или знать не хотят, или игнорируют. Словом, почему-то не соблюдают, и все идет с самого начала не так, как надо. Болеть - процесс пассивный, а вот лечиться - активная деятельность, направленная на результат. Кстати, в той же мере, что и лечить. Чтобы упростить понимание процесса, предложим его фантастический образ. Кто-то, возможно, скажет, что образ странный. Возможно. Медицина - необычный род деятельности.
Так вот. Некто поселился на поле, построил дом, вскопал огород. Это пациент. Он спокойно живет, работает, пользуется плодами своего труда, ложится и встает, словом,
наслаждается благополучием. Это благополучие - здоровье? И тут вдруг ночью он был разбужен угрожающим странным звуком. Он не выспался, остаток ночи ворочался и с тревогой размышлял, что бы это такое могло быть. А утром отправился к соседу. Тот был старше, покрыт сединой, шрамами, что говорило о житейском опыте и вызывало доверие. И вот этот сосед сказал, что это был тигр. Тигр - это опасная болезнь, которой он болел, когда то, откуда и шрамы. Если бы вовремя не подоспел особый специалист, который назывался тигрологом, то не выжил бы. Телефон тигролога сохранился, и специалиста пригласили. Тигролог воспользовался особым хитрым и дорогим прибором (он сказал, что прибор сделан в далекой стране, где солнце восходит). При наведении прибора в сторону, откуда раздавалось рычание, прибор подумал недолго, потом напечатал отчет на две страницы. Там было много непонятного, но тигролог пояснил, что прибор идентифицировал опасную болезнь под названием бенгальский тигр, весом 542,5 килограмма, который дремлет в тени на расстоянии 347 метров и через полчаса проголодается. Но тут же успокоил, поскольку эту болезнь (бенгальского тигра) уже радикально уничтожил особым невидимым лучом прибора, который сделали в далекой стране, так что бояться нечего. Напоследок тигролог выписал особый сертификат, где значилось, что пациент целый день посвятил борьбе с тигром (лечению), так что ему из особого фонда полагается компенсация в виде двух килограмм картофеля, который он не смог выкопать в этот день. Это больничный лист.
Так представляют себе процесс лечения многие. Очень просто. Пациент спросил мнение соседа и обратился к узкому специалисту. Дальше можно уже ни о чем не думать. Но представление это ошибочное и, в конечном итоге, скорее всего проигрышное. Почему? Да потому, что следующей ночью страшный звук повторился. И еще громче, чем был. Пациент впал в ужас и отчаяние. Ошибка тигролога? Еще один тигр? Устойчивый к лучам вид тигра? А может вообще не тигр? Что делать? И почему я не могу заснуть? Лучше не спать, а то случится что-нибудь.
На следующий день пациент через интернет узнал про тигрологический институт и вызвал другого специалиста. То же тигролога. Этот был постарше, с сединой. Он взял особую трубку, узкую с одной стороны, широкую с другой, узким концом засунул себе в ухо и долго вслушивался. И сказал, что хотя страшный звук не повторялся, но он слышал урчание чрева куда большего, чем у тигра. Это слон, наверное. Слоны ревут хоботом иногда, это и мог быть тот звук. А рядом с тиграми слоны не ходят. Значит, тигра бояться нечего. Написал направление к слонологу, дал успокоительного и уехал.
Ночь прошла беспокойно. Если слоны так велики, то ... Когда приехал слонолог, был туман. Слонолог долго всматривался в подзорную трубу и держал нос по ветру, часто внюхиваясь. Наконец сказал, что не смотря на туман, смотрел он достаточно долго, у него труба с цейсовской оптикой, а хобота он не видел. Кроме того, слоны такой вони не выдерживают. Указал, с какой стороны запах. Так что это наверняка не слон, заключил он. Напоследок описал в подробностях слона, показал картинки и посоветовал повторную консультацию, если слон все же появится. И уехал.
Сон пропал совсем. Но бдение принесло свой плод. Пациент понял, что появилась зацепка: неприятный запах. На следующий день он сдал образцы воздуха в лабораторию. Вечером в заключении лаборатории значилось, что в воздухе было много сероводорода. Пациент много прочел про сероводород. В интернете. При этом почему то купил дорогой автоматический освежитель воздуха, о котором прочитал на мигающем баннере. Ночью пациент понял, что освежитель воздуха сон не улучшил и проблема не решена. Это еще больше ухудшило самочувствие, за освежитель было заплачено одна тысяча денег.
Утром в интернете пациент прочел, что независимо от слышимых звуков, сероводород привлекает паразитов. Слово паразит звучало угрожающе. В поисковую строку было с надеждой введено "паразитолог". Приехал паразитолог. Запах ему не понравился. Хотя внюхивался он не долго, и вообще не вслушивался и не всматривался. Зато долго рассказывал про паразитов, показывал картинки, таблицы и графики. Прикинул предполагаемый ущерб для огорода и риск для здоровья. Расписал программу профилактики. Нужно было огородиться колючей проволокой, засыпать все дустом, мыть руки антибактериальным мылом и закапывать в нос раствор формалина 3 раза в день. И уехал. Дуст с формалином удалось купить в тот же день. И использовать то же.
Ночью тошнило. И не спалось.
Шли дни. Все куда-то исчезло, мир сжался в странный комок, темный такой, откуда доносился странный звук, чувствовалась опасность и неприятный запах. Страх, бессонница, отчаяние.
Однажды мимо проходил местный старый охотник. Он увидел изможденного пациента и подошел к нему. Он стал спрашивать. Он скоро понял, что пациента рвет от формалина и дуста. И посоветовал выбросить антибактериальное мыло, а пользоваться обычным. Они говорили много. Оказалось, что вначале всего был странный звук. Старый охотник долго спрашивал про звук, как часто он повторялся, при каких обстоятельствах, всегда ли с одной стороны, с какой стороны. Странно, зачем это все ему? Так подумалось пациенту. Потом охотник довольно долго бродил вокруг, смотрел, слушал и щупал. Заметил, что пациент удобрял огород хорошим навозом (запах замечательный!) и спросил, где брал и почем. А потом сказал: "Знаете, это, похоже, скрипит вот этот старый дуб, когда ветер дует". Они подождали, когда задует ветер. Ветер подул и пациент выздоровел.
Скажу сразу, что пациенту повезло. Он не успел умереть от дуста и не полез в петлю. Такое то же бывает. Время подводить итоги.
1. Ощутив недомогание, если его причина не очевидна! (перелом, к примеру), обращаться нужно вначале к старому охотнику. В отечественной системе здравоохранения это терапевт или врач общей практики. Он либо поможет сам, либо укажет наиболее рациональный путь решения проблемы. К примеру, направит к узкому специалисту. Тот, кто ходит напрямик, дома не ночует. Это о тех, кто ходит за советом к соседу или сам себя обследует.
2. Часто бывает так. Приходит пациент в лечебное учреждение и просит сделать ему кардиограмму. Оказывается, он это решил сделать, потому, что сердце болит. Делают. "Нормально?" "Нормально!" Уходит. Грубая ошибка. Причина боли не ясна. Не каждый раз опасная болезнь сердца проявляется на кардиограмме (и на любой другой «грамме» или анализе). Не надо думать, что такое сделать: рентген, томографию или анализ мочи. Надо идти к врачу, а он назначит необходимое обследование.
3. В большинстве случаев лечение - активный процесс и со стороны врача, и со стороны пациента. Они сотрудничают. Медицина не всесильна. Поле зрения врача ограничено, болезни до конца не изучены, все методы лечения эффективны не на 100% и в своей мере опасны (хотя используют только те методы, которые значительно менее опасны, чем болезнь), а иногда помочь вообще невозможно. Гарантий нет и быть не может. По сути, врач имеет дело с неопределенностями и вероятностями. Значит, и пациент то же. В идеале, врач и пациент уважают друг друга, доверяют друг другу, откровенны друг с другом. Недоверие, прессинг, неуважение затрудняют процесс лечения и в действительности снижают вероятность позитивного исхода. Ответственность за исход лечения делится между врачом и пациентом. Если пациент думает, что пришел к врачу и можно ни о чем не думать, то он ошибается. Все только началось.
4. Надо помнить, что организм человека имеет чудесное свойство чинить себя. То есть, многие болезни проходят сами, даже если не лечиться совсем. Тут важнее не мешать, соблюдать щадящий режим, наблюдать. К примеру, простуда. Или даже грипп. Лекарства могут помешать. Поэтому если врач выписал лекарств мало, или вообще не выписал, то неправильно требовать от него "Пишите рецепт!". Лучше тактично так спросить: "А почему, собственно?". Или: "Доктор, а что, если...?". Ну и услышать: "Да я не назначу Э1 даже собаке!" (шутка).
5. Не следует думать, что здоровье прямо зависит от размера вложенных в него инвестиций. И не надо слушать рекламу лекарственных средств. Во-первых, потому, что эффективные средства лечения в рекламе не нуждается, о них пишут в специальных книгах и серьезных профессиональных журналах. Во-вторых, к сожалению, производители лекарств делают рекламу так, что интерес к их товару вызывается даже у здоровых, которым рекламируемое средство не нужно и даже может быть вредно. К примеру, здоровый человек даже после обильного застолья не нуждается в приеме дополнительных пищеварительных ферментов. А снижение температуры тела при простуде хоть и приводит к ощущению комфорта, но может удлинить болезнь и вызвать серьезные побочные эффекты. Не тратьте лишние деньги и не ешьте лишнюю химию.
6. И последнее. Смотрите внимательно. Наш пациент страдал не от реальной болезни. Он страдал от страха. В действительности, болезнь есть испытание, экзамен на пути человека. И его надо сдать. И поправиться - это далеко не все. Надо быть человеком. Я помню женщину, страдавшую раком легких. Она знала, что умирает. Помню тихую печальную улыбку у нее на лице, с которой она встречала нас (медперсонал) и прощалась, когда обход заканчивался. И помню крупного мужчину, который долго умирал от сердечной болезни. Собственно, его судьба не была так четко определена, мог и выжить. Но страх поглотил его всего. Он мешал поправиться, он мешал описать врачу свои страдания, он мешал осознать происходящее, он мучил. Поистине, адские муки. Думаю, пациентка сдала экзамен, а вот пациент нет. На что же этот экзамен? На веру, смирение и силу. Апостол Павел писал: "когда я немощен, тогда я силен" (2-е послание к коринфянам, 12:10). Хотя в момент болезни испытание проходит и больной, и его близкие, и его врач. Каждый по-своему. Болезнь есть вызов нашему человеческому духу. Смертельная болезнь - последний серьезный вызов. Этот вызов надо уметь принять.

Шпак Ярослав Владимирович Киев, 2010 год